цифровую печать, копию уже нарисованного или полностью оригинальную работу можно заказать здесь.

полную галерею моих работ в одном месте можно посмотреть здесь.

суббота, 30 января 2016 г.

малые формы январь 2016

Велесовы святки
"Скотьи боги" ("Cattle gods"), графика, digital coloring

Продолжаем зимнюю тему.



Об изначальной множественности богов-покровителей скота в язычестве (в отличии, например, от распространенного представления лишь об одном "скотьем боге" - Волосе) -


Суть цитаты во втором абзаце. Она в том, что даже если оставить в стороне заморочки Криничной по тотемизму - многообразие святых-покровителей скота в народном православии объясняется тем, что дохристианская система уже была такой:

"...св. великомученик Власий, представший в народных верованиях как «скотий бог», в первую очередь покровитель коров. Судя по заговорам, этот святой зачастую с дублирующим его функции «Федосием» («Медосием») ниспосылают благополучие на ведение домашнего скота — дают «счастье на гладких телушек, на толстых бычков».679 Они отправляют скотину на пастбище и благополучно возвращают ее домой («чтобы со двора шли — играли, а с поля шли — скакали»680). Они же кормят-поят ее: дают «травушку шелковую, водушку медовую».681 Берегут животину от лютого зверя, от лихого человека на все лето «сугрёвное». Укрощают ее, чтобы корова не лягалась, рогами не бодалась, хвостом «не махалась». Но — самое главное — обеспечивают удойность: «отмыкают у Божьей коровушки большо молоко, толсту сметану».682 Вот почему икону Власия ставили в коровниках и хлевах. Непочитание же святого, по народным верованиям, немедленно сказывалось на домашних животных. Так, крестьяне одной из сибирских деревень объясняли начавшийся падеж скота тем, что, будучи недавно причисленными к приходу Спасской церкви, они перестали «праздновать» Власию и Медосию.683
Покровителем рабочего скота в народно-христианских представлениях был признан Георгий Победоносец. Вся совокупность мифологических персонажей, от которых зависит благополучие того или иного вида домашних животных нередко фигурирует в заговорах, варьирующихся в определенных пределах: «Попаси же ему Господь Бог, Хлор-Лавер — лошадок, Василий — свинок, Власий — коровок, Мамонтий — козок, Терентий — курок, Зосима Соловецкий — пчелок, стаями, роями, густыми медами!..».684

Подобные заговоры также подтверждают, что животные каждого вида некогда имели своего покровителя — коллизия, являющаяся трансформацией тотемистических мифов.На ранних стадиях своего становления христианство, и особенно народное, зафиксировав в язычестве многообразие божеств — покровителей животных и приспосабливая к новой вере старую, распределило их роли между персонажами христианизированной мифологической системы.

Причем обоснование такой специализации чаще всего отнюдь не вытекало из жития самого святого. Например, прикрепление функции покровителя коров к Власию обусловлено исключительно созвучием его имени с именем «скотьего бога» Волоса."

Криничная "русская мифология"

Комментариев нет:

Отправить комментарий